Банки загружают интернет

Сразу несколько крупных игроков на рынке pos-кредитования рассказали о запуске экспресс-кредитов на приобретение товаров или услуг в интернет-магазинах. В настоящее время такие проекты начали реализовывать ХКФ-Банк, «Русский Стандарт», «Ренессанс Кредит», Альфа-Банк, а в ближайшее время приступит и ОТП-Банк.

Согласно данным агентства Frank Research Group, объем рынка pos-кредитования составляет 126 млрд. руб. По итогам III квартала текущего года лидерами на рынке pos-кредитования являются ХКФ-Банк (доля рынка — 29,1%), ОТП-Банк (17,9%), Альфа-Банк (17,5%), «Русский Стандарт» (8%). Доля «Ренессанс Кредита», до кризиса входившего в тройку лидеров, сейчас составляет 1,8%.

Участники рынка отказываются раскрывать объем кредитов, выданных в интернет-магазинах. «Мы совсем недавно запустили пилот по продаже туристических путевок совместно с агентством TUI в Интернете и только планируем начать сотрудничество с интернет-магазинами», — говорит старший вице-президент Альфа-Банка Андрей Сокольский. По его словам, сейчас число выданных кредитов невелико, но к летнему сезону следующего года, на этот сегмент будет приходиться несколько миллионов долларов ежемесячно. «Мы сотрудничаем с несколькими интернет-магазинами, но, поскольку это новое направление, объемы продаж невелики, но они растут», — сообщил директор по прямым продажам и маркетингу ХКФ-Банка Денис Власов. Наибольшее число партнеров среди интернет-магазинов у банка «Русский стандарт» — более 30. В «Русском Стандарте» отказались представить данные о портфеле кредитов, выданных в интернет-магазинах, указав лишь, что это направление активно развивается.

Основная причина интереса банков к сотрудничеству с интернет-магазинами — повышение требований к банкам со стороны торговых сетей, являющихся традиционной площадкой для pos-кредитования. По данным Frank Research Group, pos-кредитование с начала года оказалось наиболее растущим сегментом розничного банковского бизнеса. За 10 месяцев в целом по рынку портфель pos-кредитов вырос на 17%, в то время как весь розничный кредитный портфель — лишь на 7%, подсчитали аналитики Frank Research Group. «Сейчас проходит процесс переподписания договоров о сотрудничестве с торговыми сетями на следующий год, и мы столкнулись с тем, что они существенно ухудшают условия сотрудничества: увеличивают требования к объему продаж и размер комиссии, взимаемой с банка», — говорит представитель одного из крупных игроков на рынке pos-кредитования. По его словам, сейчас размер комиссии составляет около 5% от продаж. «На этом фоне неудивительно, что банки ищут альтернативные каналы продаж, — указывает вице-президент «Ренессанс Кредита» Николай Тепляков. — В этом свете интернет-магазины — довольно большой и перспективный рынок».

Впрочем, по оценкам экспертов, вряд ли на кредиты в интернет-магазинах придется значительная часть совокупного портфеля pos-кредитов. «Мы считаем, что в ближайшие несколько лет доля таких кредитов не превысит 5%, поскольку сам рынок интернет-торговли пока невелик», — говорит управляющий партнер Frank Research Group Юрий Грибанов. По данным Российской ассоциации торговых компаний и торговых производителей бытовой техники и электроники, общий объем розничных продаж бытовой техники и электроники (основной продукт в pos-кредитовании) за 2009 год составил $12 млрд., из них лишь 2-3% пришлось на интернет-продажи.

Ксения Дементьева, Дарья Шиенок, Коммерсантъ

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Яндекс