В 2012 году Мастер-Банк собирается купить бизнес в Сочи. По имеющимся данным, кредитная организация присматривается как к местным игрокам, так и к подразделениям крупных столичных банков.
Сегодня в Сочи и его окрестностях, по данным администрации города, работает более 150 банков, чьи услуги преимущественно рассчитаны на туристов. В сочинской городской агломерации постоянно проживает всего 500 тыс. человек. Но туда ежегодно приезжают миллионы отдыхающих.
— Рынок финансовых услуг в Сочи отличается определенной спецификой, нехарактерной для других регионов России. В частности, на нем присутствует ярко выраженная сезонность. Летом, когда наблюдается наплыв отдыхающих, появляется повышенный спрос на розничные услуги, — рассказали в пресс-службе банка «Зенит» (на курорте работает «дочка» этого банка — «Зенит Сочи»). — А в «нетуристический» сезон основные потребители банковских продуктов, в основном кредитов, — это компании, связанные с обслуживанием туристического потока, которые в этот период приводят в порядок свои активы. В «Зените» отметили по опыту сочинской «дочки», что туристы достаточно активно используют банковские услуги: хранят наличные, совершают и получают денежные переводы, осуществляют платежи.
— Приходя в регионы, «Мастер» предпочитает открывать собственные офисы. Сегодня подразделения есть в Центральном, Северо-Западном, Сибирском, Уральском и Южном федеральных округах, и мы продолжим развиваться, — осторожно замечает первый зампредправления Мастер-Банка Александр Булочник.
— На государственном уровне существуют серьезные планы развития региона как в связи с Олимпиадой, так и в плане повышения привлекательности его как курорта. В рамках этих направлений ожидается рост. Соответственно будет увеличиваться спрос и на качественный банковский сервис, — подчеркнули в «Зените».
Но при этом повышение качества услуг — чуть ли не единственный шанс выиграть в конкурентной борьбе. Банкиры жалуются, что рынок Сочи уже перенасыщен банковскими услугами, и не видят смысла увеличивать количество отделений. Они ведут речь разве что о расширении сети банкоматов, которыми часто пользуются приезжие.
Такого мнения придерживается, в частности, заместитель управляющего краснодарским филиалом ВТБ24 Александр Постыка.
— Многие игроки, намеревавшиеся работать в Сочи, уже это сделали. Но в целом определенная ниша на местном рынке есть, — комментируют в «Зените».
Но «Мастер» с его амбициями вряд ли будет готов довольствоваться малым. Другое дело — покупка готового бизнеса.
— Продажа любого бизнеса возможна. Вопрос в цене. Все зависит от готовности Мастер-Банка пойти на серьезные расходы, — рассуждает Александр Постыка.
А на взгляд представителей «Зенита», вполне может найтись банк, который захочет продать свои ресурсы даже в преддверии Олимпиады, особенно если речь идет о небольшом местном игроке.
Юлия Полякова, Известия (Москва)